Виртуальная выставка «Москва и москвичи»
Бетти Глан «Парк Горького – начало истории»
Библиотечно – информационный комплекс Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Бетти Глан
«Парк Горького – начало истории»
У Парка Горького невероятно счастливая судьба. Учреждённый в разрушенной голодной стране, переживавшей «трудности на хлебном фронте», он стал воплощенной мечтой о лучшей жизни. В нём всё действительно было лучшим: над благоустройством садово-паркового пространства работали лучшие архитекторы, ландшафтные дизайнеры и скульпторы, на открытых сценах выступали лучшие поэты и музыканты, ставились лучшие спектакли и самые грандиозные представления, претворялись в жизнь самые смелые и прогрессивные идеи.

Биография парка писалась людьми, чьи имена вошли в золотой фонд советской культуры. Это была первая яркая победа в борьбе за новую жизнь в новом государстве. А славным организатором успеха была Бетти Глан, назначенная на должность директора Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) в 1929 году.
Её мемуары, впервые изданные четверть века назад, и сегодня остаются бесценным свидетельством времени, наполненного жаждой творчества, энтузиазмом и верой в то, что вершится нечто великое, важное.

Парк как комбинат культуры на открытом воздухе создал новые формы общения, вовлекал в действие массы трудящихся, обучал, просвещал, духовно обогащал – словом, был, по выражению Герберта Уэллса, настоящей «фабрикой счастливых людей».
Удивительным образом судьбы Бетти Глан и дела всей её жизни –ЦПКиО им. Горького – повторились: вслед за радостным рассветом наступил упадок. Бетти Глан была репрессирована, а центральный парк страны, лишённый финансирования, в конце XX века превратился в падшую под натиском коммерческих интересов постперестроечную империю.

На месте былого зелёного великолепия водрузились аттракционы, палатки, кафе – шашлычные, территория заполнилась рекламными конструкциями и люмпенизированной приезжей публикой. Москвичи и интеллигентная молодёжь обходили Парк Горького стороной.
Бетти Глан


Музей ЦПКиО им. М. Горького
Летом 2011 года началась масштабная реконструкция и модернизация парка. Было демонтировано около сотни аттракционов и незаконных объектов, из парка потянулись эшелоны грузовиков с мусором. Закипела работа по реставрации памятников и восстановлению освещения, благоустройству дорожек, очистки прудов, настилу газонов…
Ольга Захарова,
Директор Парка Горького
В поисках новых смыслов и эстетических переживаний организаторы парка не боялись экспериментов. Важнее всего для них было то, чтобы каждый посетитель имел возможность выбрать себе отдых по душе, стать не только зрителем, но и участником действа... Сегодняшняя команда парка так же молода, открыта смелым экспериментам и убеждена: главное – вовлечённость и возможность выбора. Не случайно один из парковых девизов звучит так: «Сегодня займёмся чем-нибудь новым!»
Перелистывая эту книгу, поражаешься, как крепка связь времён и сколько много обнаруживается в них параллелей. Век назад никто не знал, как на самом деле должен быть организован отдых – идеи высказывались самые разные. Но Бетти Глан была человеком, как сказали бы сейчас, креативным и команду собирала такую же – молодую и дерзкую.
Парк Горького: Начало истории / Бетти Глан. Москва : Парк Горького, 2013 - 208 с. : ил.
Место хранения: БИК Финансового университета при Правительстве РФ, по адресу: Москва, ул. Щербаковская,38
Музей ЦПКиО им. М. Горького
В марте 1929 года меня направили на работу в Центральный парк культуры и отдыха.
Разговор в Московском городском комитете партии и в Моссовете был доброжелательным, но кратким. Сразу были отведены мои возражения и опасения – возраст, масштаб работы… «На большие заводы чуть постарше вас руководителей посылаем. И справляются, хоть и нелегко бывает. А у вас в активе районный комсомольский клуб, двухлетний опыт художественного руководителя крупнейшего дворца культуры. Весна наступила, скоро надо парк открывать, медлить нельзя». (В 1928 году парк работал только один месяц.)

Странно устроен человек. Ещё утром того мартовского дня, думая о предстоящем разговоре, я боролась с сомнениями, а через несколько часов, возвращаясь домой Тверским и Никитским бульварами, я уже была полна мыслей о парке и предстоящей работе.
Парк…

Я знала из книг, что многие века существует садово – парковое искусство. Вспоминались знаменитые создатели дворцов –парков в Италии.
Меня направляют в парк
Лучшие архитекторы мира создавали прекрасные русские дворцовые парки. Но то были, как правило, парки при царских резиденциях или владения сиятельных особ. Простой народ и близко к ним не подпускали. Нам же предстояло в сложных условиях 20-30-х годов создать первый в стране, новый по форме и по содержанию парк для простых советских людей. Для их радости и отдыха.

Через два дня я пришла в парк. Ещё не сошёл снег. Но на проталинах уже зеленела трава. Графическим рисунком смотрелись чёрные, влажные ветви деревьев. Справа темнела свинцовая лента реки. Все театры и павильоны были окрашены одинаково в удручающий тёмно-красный цвет, приземлявший строения и разрушавший их архитектурную форму.

Попытка венгерского художника, преподавателя ВХУТЕИНа Бэла Уица использовать красный цвет, цвет революции, как идейный архитектурный символ показалась мне в таком воплощении явно несостоятельной и сугубо формальной.

Надо было срочно менять внешний облик парка. Нужен художник! Современный, яркий, ощущающий пространство и природу. Конечно, искать надо прежде всего среди театральных художников.
Музей ЦПКиО им. М. Горького
По-весеннему ярко высветив строения, Стенберги украсили все аллеи и площади необычным флаговым оформлением.

И раньше в праздничные дни вывешивалось много красных флагов на территории, но на этот раз была изобретена новая система оформления флагов разных форм и размеров. Вертикальных, укреплённых вдоль столбов и небольших треугольников, развевающихся на ветру на шпилях невысоких сооружений.

Впервые были использованы в оформлении флаги других цветов: голубые, синие, белые, оранжевые. На фоне зелени они выглядели неожиданно и весело. Но особенно хорош был зелёный и цветочный наряд парка в сочетании с фонтанами, ручейками, водопадами.

По вечерам зелень, вода, скульптуры, искусно подсвеченные, казались совсем иными, чем днём, - таинственными и волшебными…

...Детский городок занимал площадь 8-12 гектаров, в него был отдельный вход слева от главного входа в парк.
Я перебрала в памяти театральные спектакли последних лет, их оформителей и поняла, что парку подойдут Стенберги, Владимир и Георгий, два талантливых брата, пленившие москвичей своими новаторскими постановками в Камерном театре у Таирова.

Мне удалось увлечь молодых, незаурядных оформителей идеей полного преобразования внешнего вида парка, и уже летом 1929 года они приступили к разработке эскизов.

Но понадобились ещё многие месяцы творческих раздумий, поисков нужных материалов и красок (ведь это была первая пятилетка со всеми её не только радостями, но и бесчисленными трудностями), прежде чем Стенберги с группой молодых оформителей смогли наконец приступить к работе.

К маю 1931 года, к своему открытию, парк преобразился. Его театры, спортивные павильоны, читальня, детский городок, кафе, окрашенные светлыми тонами – белым, переходящим в голубой, палевым, лимонно-жёлтым (с цветными рисунками улыбающихся детей, бегущих спортсменов, театральных масок), выглядели теперь выше, легче и изящнее…
Факельное шествие юных пожарных
На биологической станции в Детском городке 1930-е годы
Занятия по интересам в Детском городке. 1930-е годы.
Детская железная дорога. ЦПКиО им. М. Горького
Нескучный сад
Гордостью Парка был красавец Нескучный сад. Созданный во второй половине XVIII века на высоком берегу Москвы – реки при великолепном дворце, построенном в честь Екатерины II, Нескучный сад, один из красивейших в Европе, по праву считался чудом садово-паркового искусства.

По обилию и разнообразию древесных насаждений он приравнивался к ботаническим садам. В июле сотни цветущих лип наполняли сад своим благоуханием. Особенную прелесть придавали саду небольшие классические каменные домики («Чайный», «Гостевой»), пруды с чёрными и белыми лебедями, ручейки, гроты, мостики через овраги, увитые плющом беседки, трельяжи, ажурная плетёная мебель.
В 30-е годы Нескучный сад требовал серьёзной реконструкции, замены старых деревьев ценных пород другими экземплярами, значительной посадки молодых…

В Центральном парке с самого его основания работали первоклассные архитекторы. В 1929 году талантливый художник – архитектор Л. Лисицкий создал по нашему предложению архитектурную мастерскую, где работала способная молодёжь из архитектурного института.

Молодые архитекторы проектировали зелёный наряд парка, строения, эстрады, парковую мебель и т.п. Из этой мастерской выросли известные впоследствии архитекторы…

В начале 1932 года Лисицкий в связи с болезнью и отъездом из Москвы ушёл из парка, посоветовав обратиться к И.В. Жолтовскому, крупнейшему представителю «классической школы» и прекрасному знатоку садово – паркового искусства.

По его рекомендации на должность главного архитектора парка был принят молодой архитектор – Александр Васильевич Власов.
К 31 году все здания Детского городка, как и другие постройки в парке были оформлены братьями Стенбергами. Включал в себя игровые и спортивные площадки, мастерские, со временем появилась собственная настоящая железная дорога с депо и электростанцией, детская фабрика, зооферма, колхоз, лекторий и кинолекторий...
Агитационный автомобиль 1932 г.
Артисты цирка выступают на празднике , посвящённом 10-летию парка. Август 1938 г.
Вазон в парке. 1930-е годы
Духовой оркестр на Фонтанной площади. 1950-е годы
С именем Александра Власова связаны многие архитектурные и планировочные новшества в парке в 30-е годы. Зелёный театр на двадцать тысяч зрителей, амфитеатр на воде для семисот человек и первый водяной занавес у «Острова танца», Музей труда, оформление прудов и фонтанов – всё это было создано в 1932 – 1937 годах по проектам и под непосредственным руководством архитектора.

Ему же принадлежит идея планировки центральной части парка – главной площади, создание партера с цветочным оформлением, красивыми широкими аллеями, стриженными газонами и скульптурами на них и балюстрады, обвитой плющом и душистым горошком.

Все проекты Власова обсуждались и утверждались в мастерской Жолтовского. В обсуждениях почти всегда живейшее участие принимал работавший в этой мастерской будущий академик Каро Семёнович Алабян, а иногда и сам Жолтовский. Но авторитет мастера никогда не разрушал атмосферы увлекательного коллективного творчества.
Первые работы Власова в парке не остались незамеченными: в конце 30-х годов его назначают главным архитектором Москвы…
Летом 1933 года на территории Нескучного сада был построен первый в стране Зелёный театр на двадцать тысяч зрителей. Он значительно обогатил деятельность парка, ставшего центром массовых театрализованных постановок.

Зелёный театр знакомил широкую аудиторию с лучшими произведениями оперного, драматического и балетного искусства. Огромная сцена с самым совершенным по тому времени свето- и радиооборудованием давала хорошие возможности для показа в специальной сценической редакции спектаклей профессиональных театров...

Мне посчастливилось найти поддержку у двух замечательных деятелей Большого театра СССР – талантливого оперного режиссёра Л.В. Баратова и главного художника театра Ф.Ф. Федоровского. Они стали нашими союзниками за оперные и балетные постановки в Зелёном театре...

«…В текущем сезоне, помимо тематических вечеров, посвящённых актуальным вопросам дня, основными мероприятиями Зелёного театра являются:
Балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» в специальной постановке для Зелёного театра с увеличенным составом балетной труппы театра им. Народного артиста СССР Немировича-Данченко под художественным руководством Викторины Кригер.

Оперетта «Сороченская ярмарка» по Гоголю. Массовая постановка в новой сценической редакции и в новом оформлении.
Спектакль «Сороченская ярмарка» осуществляется силами Московского государственного театра Оперетты.

Постановка заслуженного артиста республики Г.М. Ярон. Художник Соболь.
Зелёный театр
Когда я впервые увидела перед Нескучным садом, спускавшийся к Москве-реке огромный амфитеатр, заполненный тысячами людей, смотревших какой-то стандартный концерт, то вспомнила знаменитые театры античной Греции, о которых много читала.
С тех пор меня не покидала мысль о создании в Нескучном саду Зелёного театра с хорошо оборудованной сценой и артистическими комнатами для показа в нём лучших спектаклей профессиональных театров.

Эту идею поддержал А. Власов и сразу начал набрасывать эскизы будущего театра.

Не стану останавливаться на некоторых обстоятельствах, которые помогли нам в осуществлении этой мечты. Скажу лишь, что мечта сбылась!
Последней работой Власова для парка в середине 50-х годов была реконструкция Зелёного театра и его сцены к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве...


На репетиции в школе бальных танцев. 1930 год.
Танцы на площади перед Центральной (Народной) эстрадой.
Ходулисты. 1930-е годы.
Шахматные бои в клубе «Белая ладья». 1940-1950-е годы.
Балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» в специальной постановке для Зелёного театра с увеличенным составом балетной труппы театра им. Народного артиста СССР Немировича-Данченко под художественным руководством Викторины Кригер.
Оперетта «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Массовая постановка в новой сценической редакции и в новом оформлении.
Спектакль «Сорочинская ярмарка» осуществляется силами Московского государственного театра Оперетты.
Постановка заслуженного артиста республики Г.М. Ярон. Художник Соболь.

Большие симфонические концерты. Цирковое зрелищное представление. Концерты мастеров искусства. Концерт молодых дарований.
Вечера народных артистов СССР, народных и заслуженных артистов республики и лучших сил Московских государственных театров СССР.
Выступления знатных людей науки и техники. Вечера поэтов, писателей и драматургов.
Физкультурные праздники и соревнования.
Большие эстрадные выступления лучших мастеров эстрады.
Летом 1933 года на территории Нескучного сада был построен первый в стране Зелёный театр на двадцать тысяч зрителей. Он значительно обогатил деятельность парка, ставшего центром массовых театрализованных постановок.

Зелёный театр знакомил широкую аудиторию с лучшими произведениями оперного, драматического и балетного искусства.

Огромная сцена с самым совершенным по тому времени свето- и радиооборудованием давала хорошие возможности для показа в специальной сценической редакции спектаклей профессиональных театров...

Мне посчастливилось найти поддержку у двух замечательных деятелей Большого театра СССР – талантливого оперного режиссёра Л.В. Баратова и главного художника театра Ф.Ф. Федоровского.
Они стали нашими союзниками за оперные и балетные постановки в Зелёном театре...

«…В текущем сезоне, помимо тематических вечеров, посвящённых актуальным вопросам дня, основными мероприятиями Зелёного театра являются:
В 1930-е годы в Парке открылась первая в мире парашютная вышка. Она была 40 метров в высоту.
Использовали вышку для тренировок и как аттракцион.
Посетители прыгали с помощью подвешенного на тросе парашюта.
Прежде нужно было пройти инструктаж и заплатить один рубль. Это был один из самых дорогих и самых популярных аттракционов довоенного парка.
Те, кто не решался на прыжок, могли съехать вниз по спирали на специальном коврике.
Во время Великой Отечественной вышку превратили в наблюдательный пункт ПВО.
В 1950-х её разобрали за ветхостью.
Парашютная вышка
Ландышевые аллеи
Ландышевые аллеи — это творческий проект знаменитых художников-конструктивистов Владимира и Георгия Стенбергов. Название пришло вместе с необычными светильниками, установленными в 1930-е, с открытием Парка, и демонтированные в 1960-х годах. Аллеи стали одним из символов Парка — здесь снимались эпизоды многих известных советских фильмов, например «Я шагаю по Москве» (1963 г.), а по краям летом высаживали настоящие ландыши.
В этом театре выступал летом 1932 года прославленный Ленинградский драматический театр (бывший Александрийский), отмечавший в том году своё 100-летие.

В репертуаре театра были «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и две пьесы советского драматурга А. Афиногенова «Страх» и «Чудак».

В труппе театра были прекрасные, широко известные актёры Е. Тиме, Я. Малютин и талантливые молодые исполнители. Среди них заметно выделялся М.И. Царёв, игравший героев романтического склада – Фердинанда в драме Шиллера, Чацкого в «Горе от ума» и других.

Гастроли театра прошли с огромным успехом. Зал был ежедневно переполнен, и труппа театра получила множество благодарностей и добрых пожеланий к своему юбилею от московских предприятий, театров и актёров.

На последнем спектакле актёров забросали цветами и долго не отпускали со сцены.

В день окончания гастролей в самом большом ресторане парка был устроен прощальный ужин для всего коллектива театра…
В Зелёном театре в промежутках между спектаклями и большими концертами работает звуковое кино «Гигант» с самой большой в СССР кино-установкой. Кино имеет прекрасный по ясности изображения экран. В кино демонстрируются лучшие советские и заграничные фильмы. Перед началом сеанса проводятся выступления артистов эстрады, цирка, оркестров и ансамблей и т.п…»

(Путеводитель по ЦПКиО им М. Горького. 1937г., стр. 20-21. )
...В 30-х годах в Центральном парке культуры в пяти его закрытых и открытых театральных помещениях гастролировали лучшие театры столицы и крупнейших городов.

Вместительным (800 мест) и удобным для актёров (большая оборудованная сцена, артистические, гардеробные) был летний закрытый драматический театр.
Юбилей «Александринки»
Первый астрономический павильон появился на территории Парка культуры и отдыха в 1929 году. Он включал в себя комплекс построек с солнечными часами, глобусом Земли, армиллярной сферой, эстрадой, читальней и стендами наглядной агитации.

Народная Обсерватория была построена в Парке Горького в середине 1950-х годов. Она оснащена двумя телескопами. При благоприятных погодных условиях, в ясную погоду в них можно заглянуть в сопровождении опытного астронома и увидеть небесные светила в реальном времени.
Народная Обсерватория
Сначала на этом месте находился цирк-шапито, который был закрыт в годы войны.

Белоснежная Ажурная или, как её ещё называют музыкальная, беседка появилась в начале 1950-х годов. Летом в ней устанавливали рояль и устраивали музыкально-поэтические вечера.

В 2011 году эту традицию возродили, а в 2017-м беседку отреставрировали по историческим фото, воссоздав ее оригинальный облик.
Ажурная беседка
«Остров танца» в Парке Горького - уникальный пример создания постоянного театра на воде со сценой и всей необходимой атрибутикой театральных постановок.
В Голицынском саду на большом пруду был остров правильной округлой формы, окружённый деревьями.

По инициативе Бетти Глан и балетмейстера Анатолия Шатина этот остров был превращён в открытую сцену.
На острове идут балетные и цирковые выступления, поставленные коллективами школы сценического танца и цирковой мастерской парка...

...Феерически выглядели вечерние спектакли на «Острове танца». До начала балета сцену закрывал водяной «занавес», состоящий из сотен мелких струй.

В них причудливо преломлялись лучи заходящего солнца, а когда совсем темнело – цветных прожекторов. «Занавес» медленно падал, открывая сцену, обрамлённую кружевом живых лип. Балетные сцены отражались в воде, создавая чарующее зрелище...

«...Билеты на «Остров танца» продаются в кассах парка и в кассе у острова.
Стоимость билета от 5 коп. до 1 рубля.
Начало спектаклей в мае и июне в 22 часа, в июле и августе в 21 час 30 мин.
В репертуаре: балетные постановки прошлых лет – «Волшебная флейта» музыка Дриго, постановка А.В. Шатина; сюита «Руслан и Людмила» музыка Глинки, постановка Позднякова; «Маркобомба» музыка Хатаева, постановка А.В. Шатина…»
(Путеводитель по ЦПКиО им. М. Горького)

Большой удачей был поставленный в 1935 году балетмейстером Е. Яворским комический балет «Маркобомба». Сделанный на основе балета Жюля Перро, созданного в середине XIX века, он был поставлен в сценической редакции, специально сочинённой Яворским для «Острова». В музыке к балету (композитор Халатов) слышались народные мелодии Италии и Тироля.

Вот как описывал начало спектакля критик В. Ирвинг:
«Окружающий нас пейзаж напоминает чуть поблекшую картину какого-нибудь мечтательного живописца первой половины XIX века, романтика, влюблённого в запущенные старые парки, холодные серо-синие и серебристые тона.
Остров танца
Но вот фонтаны перестают бить, звучит музыка. Между могучими деревьями, под настоящей луной танцуют юноши и девушки. Мужской голос поёт баркаролу, вёсла расплёскивают изумрудную воду, и из-за мыса выплывает большая лодка с артистами в старинных итальянских костюмах. Лодка причаливает к обрыву. Из неё выскакивают люди в чёрных плащах и широкополых шляпах. Они быстро устанавливают на пригорке холщовый передвижной театр…»

Но самым значительным творческим достижением ансамбля танца под руководством Анатолия Шатина стала поставленная в 1935 году новая программа «Танцы народов СССР», над которой и балетмейстер, и коллектив работали более года.

Высокую оценку и «Театру на воде» и новой программе дала, посмотрев её в 1936 году, балерина, народная артистка СССР Екатерина Гельцер.

Народная артистка РСФСР Викторина Кригер, видевшая спектакль дважды, писала, что она была поражена «подлинностью усвоения фольклора каждой национальности, большим техническим мастерством, благородством исполнения».
Композитор Глиэр назвал «Остров танца» исключительным явлением в области зрелищ, а композитор Асафьев (автор балетов «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), познакомившись с работниками ансамбля, написал специально для него музыку к балету «Красавица Рада» по рассказу М. Горького «Макар Чудра» (поставлен в 1938 году).

Успех спектакля вдохновил Шатина, и он поставил «Жизель» (музыка Адана) – один из самых драматических и прекрасных классических балетов….

В своей постановке Шатин в основном следовал традиционой хореографии Горского, но особую прелесть придавало спектаклю природное окружение - цветущий кустарник возле дома Жизели, зелёная поляна, где она встречается с заблудившимся на охоте принцем, и т.п.

Балет «Жизель», принятый очень тепло, и публикой, и критикой, остался, к сожалению, последней постановкой на «Острове танца».

Участники всех постановок на «Острове танца», ученики школы сценического танца ЦПКиО проходили четырёхлетний курс обучения.
Фонтан и розарий появились в середине 1930-х гг.
В розарии были собраны самые разные сорта роз со всего света. В центре сооружен живописный Майоликовый фонтан, названный так из-за оригинальной росписи, вокруг фонтана были разбиты клумбы с благоухающими цветами, привезенными с пяти континентов, арки по углам розария были увиты вьющимися растениями. В 1930-е гг. в Розарии произрастало более 40 сортов роз.

Во время Великой Отечественной войны, фонтан был разрушен. В начале 1950-хх гг. Розарий был восстановлен в ходе послевоенной реконструкции, его украсил новый фонтан, выполненный в «римском» стиле (архитектор М.Коржев). Розы посажены именно так, как это было в далёких 30-х годах.

Схемы посадок оказались в руках организаторов благодаря архивным фотографиям парка.

Специально для парка Горького привезены качественные сорта роз со всего света. Вокруг цветника установлены скамейки с резными спинками, а рядом бьют освежающие струи фонтана. Оригинальные скамейки и ажурные арки были восстановлены по чертежам и фотографиям.
Фонтан и розарий
Наш гость Герберт Уэллс
«Когда я умру для капитализма и воскресну для социализма, я хотел бы, чтобы моё пробуждение состоялось именно в Парке культуры и отдыха, и я надеюсь в сопровождении…»
Герберт Уэллс

Эта запись была сделана 25 июля 1934 года в книге почётных гостей Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Уэллс пришёл в парк под вечер, когда уже стемнело. С ним был его 35-летний сын, биолог, и сопровождающий их представитель Министерства иностранных дел К.А. Уманский.

Мы встретили гостей у главного входа. Уманский представил меня и добавил, что я говорю по-английски и сама могу рассказать о парке…

Я храбро стала рассказывать об истории парка, зная, что в нужную минуту Уманский поможет мне. Мы подошли к балюстраде, с которой открывался красивый вид на цветочный партер, скульптуры, фонтаны, аллеи, заполненные людьми.
Их профессиональный уровень был настолько высок, что когда в 1935 году в Москве отбирали на Всемирный фестиваль в Лондон лучших исполнителей характерных народных танцев, в числе нескольких счастливцев были два представителя с «Острова танцев» - Елена Кудельская и Николай Злобин, которые выступали с огромным успехом.

В 1941 году театр был в Казани на гастролях. Там и застала коллектив Великая Отечественная война. Большинство артистов ушли на фронт – 35 человек сражались в рядах Советской Армии, 16 –работали в театральных фронтовых бригадах.

Зрительный зал «Острова танца» был разрушен в 1942 году фашистской бомбой.
ЦПКиО им. М. Горького
… В 1933 году к 65-летию со дня рождения Алексея Максимовича Горького Центральному парку культуры и отдыха было присвоено его имя. Это событие стало радостью и гордостью для двухтысячного коллектива парка …
1
- До 1923 года, - говорю я, -здесь была мусорная свалка, а когда возникла мысль сделать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, В.И. Ленин поддержал идею архитекторов о строительстве выставки именно на этом месте у реки, в центре города, рядом с старинными московскими садами.
Уэллс иронично спросил, умеем ли мы сами что-нибудь делать, без Ленина?

Разговор принимал неожиданный оборот. Уманский дипломатично усмехнулся, а я ответила в том смысле, что послушать совет умного человека всегда полезно. Однако ирония не покидала Уэллса...

Уэллс заходил вместе с посетителями в выставочные залы, останавливался у стендов на аллеях, расспрашивал, что привлекает людей и много ли их бывает ежедневно в парке. Молча, сосредоточенно наблюдал, как легко и быстро массовики заводили песни, организовывали танцы, игры. С особым любопытством смотрел выступление театра масок. Узнав, что большинство затейников общественники - молодые рабочие, служащие, учащиеся, - Уэллс усмехнулся: «весёлый принудительный труд».
Его интересовали и финансовые вопросы – кто субсидирует парк, сколько денег дают на строительство, как покрываются убытки? Выслушав мой «финансовый» отчёт, Уэллс не преминул пустить шпильку: он, мол, полагал, что молодая дама занимается только цветами и искусством, а она оказывается, и деньги считает…

Мы подошли к Зелёному театру. Там шёл второй акт балета «Пламя Парижа» в исполнении артистов Большого театра.

Огромный театр, наполненный тысячами(!) зрителей, большая сцена, превосходные исполнители – всё это явно поразило великого фантаста…

Возвращались по набережной. Сверкали сотни огней на аттракционах аллеях, эстрадах. Глядя на россыпь огней над парком, Уэллс сказал, что в 1920 году, в тёмной разорённой России трудно было представить себе, что через 15 лет в ней будет столько света…

Когда мы прощались, Уэллс просто и серьёзно сказал: «Я искренне поздравляю вас, вы директор фабрики счастливых людей»
11
Глазами Ромена Роллана
На листьях цветущего кустарника ещё поблескивали невысохшие капли. Поражая богатством и яркостью красок, цвели пионы, азалии, гладиолусы, розы. В парке было действительно чудесно, что и не замедлила отметить Мария Павловна. а Роллан , одобрительно кивая головой, удовлетворённо говорил: «Это для всех. а не только для избранных, для всех!»

В городке школьников дети показали гостям технические и художественные кружки, кукольный, но «настоящий» лифт, построенный самими ребятами. и совсем уже настоящие детскую железную дорогу и пароход, которыми управляли сами ребята.

А в мастерской электриков к Роллану подошёл паренёк лет десяти и со словами: «самому великому писателю Франции наш самый маленький мотор» протянул ладонь, на которой лежал крохотный электромотор.

Ромен Роллан слушал детский хор, смотрел весёлые танцы в театре детского городка, и было видно, что он искренне взволнован. Когда маленькая девочка, стоя на цыпочках, повязала ему красный галстук. я заметила на его глазах слёзы.
В мае 1935 года стало известно, что в Москву по приглашению А.М. Горького приедет Ромен Роллан. Москвичи с большим интересом ждали его визита. Роллана любили и чтили не только как талантливого писателя, автора «Кола Брюньона», «Жана Кристофа», «Очарованной души», но и как одного из выдающихся гуманистов Европы, друга Советского Союза, пламенного антифашиста…

Ромен Роллан приехал в Москву с женой в первых числах июля. Вскоре меня пригласили на приём , устроенный в его честь во Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей. На вечере меня познакомили с Марией Павловной Роллан. Она сказала, что Горький посоветовал ей обратиться ко мне, так как в их плане пребывания в Москве первой строкой записаны метро и Парк культуры. Мария Павловна подвела меня к Роллану. Условились о дне встречи...

...Был погожий летний день. В парке, как всегда в утренние часы, было немноголюдно. Ещё слышался тонкий запах цветов, какой бывает после вечерней и утренней росы.
1
Горький был очень доволен, что парк так понравился Роллану, и передал нам свою благодарность «за экскурсию»...

...В самом начале 1936 года я получила от писателя ответ на наше поздравление в связи с его семидесятилетием:

«Благодарю Вас от всего сердца за телеграмму и прошу передать Вашим двум тысячам сотрудникам Парка культуры и отдыха мою благодарность и лучшие пожелания. С удовольствием вспоминаю о том, как я вас посетил этим летом. Я храню подарки детей и, в особенности, пионерский галстук. Скажите им, что я по-прежнему причисляю себя к ним и вместе с ними говорю: «Всегда готов!» Надеюсь вас снова увидеть через полтора года, когда вновь приеду в СССР, и думаю, что Ваш прекрасный парк будет тогда ещё более красивым и в нём будет ещё больше счастливых людей. жму руку, дорогой товарищ, примите мои уверения в глубокой симпатии.

Ромен Роллан»

Письмо это было тогда опубликовано в «Правде».
В книге почётных гостей Ромен Роллан написал в этот день:
«Как хорошо иметь в центре большого кипучего города, в обширном народном парке великолепный городок культуры и отдыха. Прекрасно, что этот отдых является в то же время источником радостного воспитания. Я восхищался, осматривая под руководством вдохновительницы этого нового мира товарища Глан городок счастливых детей, которые, играя, учатся, развивают свои способности и склонности к труду, находя при этом свою подлинную сущность. Я видел, с какой материнской заботой Советский Союз обеспечивает и украшает отдых своих детей - маленьких и больших. И я хотел бы, чтобы мир Запада, который тщательно драпируется своим «гуманизмом», предназначенным для удовлетворения гордости и развеяния скуки небольшой группы избранных, пришёл бы учиться сюда подлинному и благородному гуманизму, который питает всё человечество, обновляя тело и душу»

Ромен Роллан

Соревнования на спорт - площадке парка. Любительский дворовый хоккей
Моржи. ЦПКиО им. М. Горького.
Катание с горы на санках. ЦПКиО им. М. Горького
Каток. ЦПКиО им. М. Горького
Каток. ЦПКиО им. М. Горького
Зимняя сказка
Уже в 1931 году Центральный парк стал первым в мире парком, в котором работали зимние аттракционы, где тысячи людей могли заниматься конькобежным и лыжным спортом, кататься с ледяных и снежных гор, на финских санях, или просто гулять по красивым иллюминированным аллеям среди запорошенных снегом кустов и деревьев.

Зимний парк был внешне очень привлекателен: залитые льдом площади, стадионы, набережные, аллеи, весёлые разноцветные огни, методическая танцевальная музыка – всё это напоминало добрую зимнюю сказку для взрослых и детей.

На катках Центрального парка могли в течение дня побывать 15-20 тысяч человек.

Зимний парк оказался прекрасной базой для зимних праздников. Мы использовали и традиции старых праздников: катание с гор, на тройках, каруселях, и создавали новые формы зимних развлечений – бег на лыжах за лошадьми и мотоциклами, соревнования на льду и снегу, танцевальные выступления и постановки на катках, театр масок на льду.
Неотъемлемой частью праздников стали показательные выступления фигуристов, танцоров на льду, эффектно выглядели военные кавалерийские оркестры, которые проезжали по аллеям парка, заполняя его музыкой.

В 1931 году была создана первая школа танцев на льду. Её особенность заключалась в доступности и массовости – любой желающий мог после нескольких уроков включиться в общую массу танцующих.

Вскоре из них выделились настоящие мастера, а некоторые стали впоследствии чемпионами Советского Союза по танцам на льду, открыв путь в этом новом виде зимнего спорта нашим современным прославленным мастерам.

Балы-представления, проводившихся активом школы, были зрелищем, привлекавшим сотни зрителей.

По моему приглашению смотреть зимние праздники приезжали Алексей Николаевич Толстой с женой, Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семёнович Голованов, Николай Павлович Охлопков и другие актёры и писатели, а Игоря Владимировича Ильинского очень часто можно было встретить на катке.
Победители выступлений школы фигурного катания. 1937 г.
Школа фигурного катания в ЦПКиО им. М. Горького. 1 марта 1938 г.
Школа фигурного катания в ЦПКиО им. М. Горького. 1 марта 1938 г.
Катание с горы на санках. ЦПКиО им. М. Горького
Фигуристы на катке. 1940 г. ЦПКиО им. М. Горького
Парку везло на хороших и деятельных людей, помогавших коллективу в нелёгких заботах.
Николай Ильич Подвойский – верный соратник В.И. Ленина, один из организаторов Октябрьского вооружённого восстания, основатель физкультурного движения в нашей стране, создатель Всеобуча.

Во второй половине 20-х годов по инициативе Н.И. Подвойского была создана спортивная организация – Общество строительства Международного Красного Стадиона, «ОСМКС» имевшую хорошую спортивную базу на Ворбьёвых горах…

...Особенно любили молодые свою зимнюю базу (её создали братья Харлампиевы под руководством Н. Подвойского), где была единственная в Москве санная гора, почти с километр длиной. Она начиналась на самой верхней точке Воробьёвых гор, а кончалась – на противоположном берегу Москвы-реки...

Будучи человеком простым и демократичным, Николай Ильич весной 1929 года, не считаясь ни с возрастом, ни с рангами, пришёл ко мне в парк познакомиться и «установить контакты». С тех пор часто наведывался к нам по разным поводам, радовался успехам парка. Он разговаривал с нами всегда на равных, никогда не навязывая своего мнения...

Как-то зимой 1930 года Подвойский пришёл ко мне с Александром Харлампиевым и сходу сказал:
-Мы за тобой. Хватит в кабинете сидеть. Поедем на гору. Саша проинструктирует. Или боишься?
Можно ли было отказаться после такого вопроса? Гордость не позволяла...

...Саша подтолкнул меня, и я полетела с неимоверной быстротой вниз, как в преисподнюю... Но даже не успела толком испугаться, как сани уже мчали меня по ровному плато, что было очень приятно, потом снова небольшой подъём, опять вниз, опять подъём и уже помедленнее по ровному берегу и через всю Москва-реку на другую сторону, где сани замедлили ход и наконец остановились. Я встала на ноги, ещё не веря, что жива. Впоследствии я ещё несколько раз съезжала с этой горы, но уже не испытывала такого потрясения...

Именно на этом месте, как бы продолжая эстафету смелых и ловких, мы построили в 1934 году первый в стране 40-метровый лыжный трамплин...

…В конце 1934 года бывалые воробьёвские мальчишки, осваивавшие горы с детских лет, смело летали с этого трамплина. А уже зимой 1935/1936 года был проведён первый чемпионат страны по прыжкам на лыжах с участием спортсменов из Норвегии и Швеции…

Зимний парк пользовался таким же успехом у москвичей, как и летний, и скоро органически вошёл в облик зимней Москвы.
Международный фестиваль ледяных скульптур и снежных фигур «Снег и лед в Москве». Февраль 2022 года. ЦПКиО им. Горького
Спортивный комплекс. Канатная дорога. Воробьёвы горы
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website