Виртуальная выставка
Виктор Михайлович Васнецов
Библиотечно-информационный комплекс Финансового университета при Правительстве РФ
175 лет со дня рождения
Виктор Михайлович Васнецов
(1848 - 1926)
Автопортрет, 1873
Виктор Михайлович родился в 1848 году в селе Лопьяр, Вятской губернии, где отец его был священником. Проведённые в деревне детские годы Васнецова сблизили его с крестьянами и их бытом. Отец Виктора Михайловича был человеком глубоко- религиозного настроения, которое он сообщил и своим детям.
Может быть, первые впечатления детства и определили направление деятельности нашего художника – это близость к народным воззрениям и идеалам.
Учился Виктор Михайлович сначала в духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии, из богословского класса которой вышел в 1867 году для поступления в Петербургскую Академию художеств.
Художественное дарование у Виктора Михайловича сказалось ещё в детстве, когда он с особенным увлечением рисовал большие корабли и морские сражения, а затем крестьян и пейзажи. В семинарии он продолжал свои занятия по живописи без руководителя, рисуя с натуры и копируя с неважных литографий, с гипсов и фотографий (что были в вятском музее).
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Денег на поездку в Петербург у Васнецова, конечно, не было, пришлось разыграть в лотерею две его картины, писанные масляными красками: «Молочница» и «Жница». За них выручили 60 рублей Виктору Михайловичу на дорогу. Первая из этих картин досталась тогдашнему вятскому губернатору Н.В. Компанейщикову, вторая же – католическому епископу Красинскому.
Приехав в Петербург, Виктор Михайлович разыскал Академию художеств. Прекрасно сдал в ней экзамен по рисунку, но не поступил в неё по недоразумению (думал, что от него ещё что-нибудь требуется).
Убеждённый в провале, он колесил по городу в поисках жилья и работы: молодой человек хотел остаться в Петербурге, чтобы попытаться поступить в следующем году.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Случайно повстречав брата своего благодетеля, профессора Красинского, Васнецов при его поддержке получил должность рисовальщика в картографическом заведении. Одновременно с этим Виктор начал посещать школу Общества поощрения художников на Бирже.
Там он познакомился с молодым преподавателем И.Н. Крамским и его друзьями – студентами Академии – скульптором М.М. Антокольским и живописцем И.Е. Репиным.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
К лету следующего года Васнецов, чувствуя больше уверенности в собственных умениях и знаниях, снова отправился на вступительные экзамены в Академию художеств. Каково же было его удивление, когда он узнал, что был зачислен в студенты ещё в прошлом году.
Первый год обучения принёс Виктору заслуженную награду – серебряную медаль за ученические работы. Юноша близко сошёлся с молодыми художниками А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, В.И. Суриковым и многими другими.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Он с успехом выполнял все задания и даже был отмечен знаменитым профессором Академии П.П. Чистяковым. Помимо учёбы, у Васнецова появились неплохие заказы от издательств на создание рисунков к различным произведениям: азбукам, сказкам и бытовым рассказам.
Однако в 1870 живописец был вынужден на время оставить Академию. Отец художника скончался, и юноша уехал в Рябово, чтобы помогать своим братьям. В Петербург Виктор вернулся не один, а взял с собой брата Аполлинария. Теперь студенту Васнецову нужно было больше работать, чтобы как-то сводить концы с концами.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
В марте 1876 Васнецов, заручившись заказом на иллюстрации книги Е.Н. Воловозовой «Жизнь европейских народов», принял приглашение Репина приехать к нему в Париж.
Из-за этого он стал нерегулярно посещать классы Академии, а вскоре и вовсе забросил лекции и уроки. В результате молодой человек даже не стал держать выпускные экзамены и в 1874 получил канцелярское удостоверение, в котором говорилось, что он «состоял в числе учеников Академии»
Профессионально занимаясь книжной графикой с 1868, Виктор Васнецов, уже к 1875 достигший в этой области больших успехов, решил попробовать свои силы в критическом реализме и примкнуть к недавно созданному Товариществу передвижных художественных выставок.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Вскоре, вслед за Репиным и Поленовым, в этом же году художник вместе с супругой и братом перебрался из Петербурга в Москву. Патриархальный дух этого большого старинного города, его бесчисленные храмы, разнообразные по стилю избы, особняки и дворцы поразили живописца. Он с удовольствием зарисовывал Кремль, московские монастыри и храмы.
В 1878, вернувшись на родину, на очередной передвижной выставке представил свою работу «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа». Александр III приобрёл её для императорской коллекции.
В ноябре того же года художник женился на уроженке Вятской губернии Александре Владимировне Рязанцевой.
Скромная, образованная девушка, окончившая женские врачебные курсы в Петербургской медико-хирургической академии, полностью посвятила себя супругу и семье.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Здесь Васнецов получил заказ от директора Московского публичного и Румянцевского музея, этнографа В.А. Дашкова на создание портретов русских деятелей с копий сохранившихся гравюр.
Благодаря этой работе живописец всё больше погружался в атмосферу старины и преданий. Он получил возможность увидеть и прикоснуться к историческим реликвиям, почувствовать необыкновенную атмосферу прошлых веков.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13. Дочь - Татьяна
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
Особую роль в жизни Васнецова сыграло знакомство со знаменитым московским промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, талантливым и образованным человеком, увлекающимся искусством.
Всё это подвигло Васнецова, ещё с семинарских лекций полюбившего строки «Слова о полку Игореве», создать серию историко-былинных картин. Увлечение археологическими открытиями, стариной и русским фольклором всё больше отражалось на творчестве мастера.
В подмосковной усадьбе Мамонтова – Абрамцево – часто собирались художники, литераторы и учёные, обсуждая различные исторические события или читая недавно обнаруженные археологами рукописи.
В.М. Васнецов: портрет А.И. Куинджи, 1869; портрет Т.А. Мамонтовой, 1884; портрет Н.А. Мамонтовой 1883.
В.М. Васнецов: "Баян ", 1910; "Богатырский скок", 1914.
Режим доступа: по подписке. Текст: электронный. ССЫЛКА:
Королева, С. Т. 30. Васнецов Виктор Михайлович – Москва: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2010. – 49 с.: ил. – (Великие художники). В.М. Васнецов : "После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880; " Алконост и Сирин", 1896.
Виктор Васнецов
«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»
В.М. Васнецов: "Ковёр-самолёт", 1880; "Три царевны подземного царства" 1884; "Витязь на распутье", 1882; "Спящая царевна", 1924; "Богатыри" 1881-1889; "Гусляры",1899; "Кащей Бессмертный",1916-1926; "Бой скифов со славянами", 1881.
Виктор Васнецов
«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»
Это образ паровоза, созданного иностранцами и использующегося для того, чтобы проложить и осветить путь русскому человеку по привычному для России бездорожью.
На ярком восточном ковре с древнерусскими узорами над дремучими лесами, реками и болотами гордо проносится Иван-царевич, освещая себе путь огромным фонарём.
На сказочную тему был написан «Ковёр-самолёт», выполненный для рабочего кабинета С.И. Мамонтова, который, как известно, своими средствами всячески помогал одарённым личностям.
В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская
Подобное сравнение не случайно: как раз в это время заказчик полотна руководил постройкой и эксплуатацией южных и северных линий российских железных дорог.
Художник сумел достоверно передать фактуру богатого, подбитого шёлком костюма царевича, ворса шерстяного узорчатого ковра и толстого стекла фонаря, за которым при внимательном рассмотрении видно не пламя, а Жар-птицу, раскинувшую свои золотые крылья.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская; Автопортрет
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская
На летние месяцы Васнецовы снимали усадьбу Ахтырка, располагавшуюся неподалёку от Абрамцево, благодаря чему почти всё время проводили с Мамонтовым и его семьёй. Братья-художники часто уходили в лес. Подмосковная природа навеяла на Виктора Михайловича романтически-сказочное настроение, здесь он увидел не только пейзаж для своей будущей картины, но и саму героиню.
В.М. Васнецов: "Ахтырка", 1879; "Баба-яга", 1918; "Варяги", 1899; "Встреча Олега с кудесником" 1899; "Прощание Олега с конём", 1899; "Царевна-лягушка", 1918.
Однажды на лесной тропинке ему повстречалась убитая горем местная девушка с тоскливым взглядом. Живописец сделал несколько набросков сжавшейся в комок босоногой крестьянки. Саму картину «Алёнушка» он создал уже в московской мастерской.
«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее»
Виктор Васнецов
К тому времени мастер снова вернулся к созданию своих былинно-сказочных полотен. Сюжет картины «Иван-царевич на сером волке» (1889), взят из лубочной книги XVIII века.
В мастерской своего нового московского дома Васнецов продолжал создавать картины на национально-фольклорный и исторический сюжет.
В.М. Васнецов: "Акробаты на празднике в окрестностях Парижа", 1877; "Ковёр -самолёт, 1919-1926; "Гамаюн, птица вещая", 1897; "Иван-царевич на сером волке", 1889; "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; " Царевна - Несмеяна", 1916-1926; "Сивка-Бурка", 1917-1926; "Снегурочка", 1899.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, "Иван-царевич на сером волке", 1889.
«Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Я всегда только Русью и жил. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы.»
Виктор Васнецов
В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет.
Алтарь. Владимирский собор в Киеве.
Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.
Владимирский собор в Киеве, "Крещение Руси" 1890 г.
В 1891 Васнецов вернулся в Москву на постоянное место жительства. Он купил небольшой земельный участок в районе Мещанской улицы (в 3-м Троицком переулке) и принялся за строительство собственного дома.
Слава Виктора Михайловича как талантливого русского художника достигла апогея. Он был удостоен звания профессора живописи и избран действительным членом Петербургской Академии художеств.
Эскиз будущего жилища художник разработал сам, но для воплощения в жизнь этого разностильного дворца-терема он нанял профессионального архитектора.
Архангел Михаил повергает дьявола. 1914-1915
До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.
Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская, "Ковёр - самолёт" 1910-1926
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13, мастерская, "Спящая царевна", 1910- 1926
Дом художника Виктора Михайловича Васнецова, построенный по авторским эскизам и рисункам, москвичи ласково называют «Теремок» за богатый декор в неорусском стиле. Музей отражает особую творческую атмосферу, которая сложилась вокруг Васнецова: в гостиной дома часто собирались представители московской художественной интеллигенции. Часть мебели в интерьерах музея выполнена по эскизам Виктора Михайловича, а в мастерской представлены произведения на сказочную тематику, названные художником «Поэмой семи сказок».
Дом-музей В.М. Васнецова
Адрес: г. Москва, пер. Васнецова, 13
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website