Виртуальная выставка

«...Идём за Синей птицей»

Библиотечно - информационный комплекс Финуниверситета
Наталия Ильинична Сац
Советский российский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, публицист, драматург, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979).
Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире Драматический театр для детей и первый в мире Московский Государственный Академический детский музыкальный театр. Активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания. Создатель целого направления театрального творчества для детей.
1903-1993
Наталия Сац - Новеллы моей жизни
В этой книге — как говорила сама Наталия Ильинична Caц — «нет вымысла. Это путешествие по эпизодам одной жизни, с остановками около интересных людей». Путешествие, очень похожее на какой-то фантастический триллер. Выдумать такую удивительную правду могла только сама жизнь.
С именем Н.И. Сац связано становление первого в мире театра для детей. В форме непринужденного рассказа, передающего атмосферу времени, автор рисует портреты выдающихся деятелей искусства, литературы и науки: К. Станиславского, Е. Вахтангова, А. Эйнштейна, А. Толстого, Н. Черкасова, К. Паустовского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, Д. Кабалевского и многих других.
Книга начинается воспоминаниями о детских и юношеских годах и завершается рассказом о работе в Алма-Атинском оперном театре в 1944 году.
В книге второй Н.И.Сац продолжает повествование о своем жизненном и творческом пути, рассказывает о создании Московского детского музыкального театра и его сегодняшнем дне.
Только союз двух творческих, одаренных и любящих друг друга людей мог дать жизнь такому светлому и талантливому ребенку, каким была Наташа. Она появилась на свет 27 августа 1903 г. в семье известного композитора Ильи Саца и оперной певицы Анны Щастной, росла в любви и окружении талантливой интеллигенции.
....Детство — это Москва, одноэтажный домик в переулке за Зоологическим садом, на Пресне. Детство — это мама, младшая сестра Ниночка, папа, музыка и театр.
Да, театр.
Мысли о нем, как белые хлопья одуванчика под ветром, носятся в моей едва осознавшей свое собственное существование голове — настойчиво и часто.
Меня в этот театр еще не водили. Там для взрослых: «Драма жизни», «У жизни в лапах». Я люблю непонятные слова и знаю: театр — это самое главное. Когда мама говорит: «Наш папа пошел в театр», ее голос звучит торжественно, хотя папа туда ходит почти каждый день: он — композитор Московского Художественного театра.
Музыку к спектаклям этого театра наш папа пишет по ночам, когда нас с Ниной укладывают спать и в доме становится совсем тихо.
Но мы не спим: притворяемся. Наш папа звучит так интересно! Его музыка нам про театр рассказывает. Вот из его комнаты несутся аккорды, его голос, снова аккорды. Папа говорит за артистов, пианино плачет, стонет…
...Для папы вся жизнь неотделима от его музыки, его театра.
«Сац и музыка — это не два различных явления, а одно, навечно слитое. Саца называли «богом музыки», спрятанным в кулисах Художественного театра»...
Наташа запомнила, как отец однажды сказал ей, что «музыка это - сердце». Слова эти ее поразили навсегда, до глубины души, и она восприняла их как жизненную, выстраданную правду, а не всего лишь восторженное преувеличение преданного музыке человека!
Обложка издания романсов и песен И.А. Саца, работы художника В. Голиковой («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Илью Александровича называли богом музыки, спрятанным в кулисах. Он написал за время работы в Художественном театре музыку к 16 спектаклям. Из них лучший, до сих пор исполняемый — «Синяя птица» Метерлинка.
...«Но кто такая Синяя птица, папа?» — «Птица Счастья, только, говорят, поймать ее невозможно.» — «А я, когда вырасту, поймаю Синюю птицу!»...
«Мы длинной вереницей
Пойдем за Синей птицей…»
…Когда я думаю о спектакле, сыгравшем такую роль во всей моей последующей жизни, мне кажется, что я оказалась удачливее Тильтиля и поймала птицу счастья — Синюю птицу…
Эскиз декорации для спектакля МХТ «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка с автографом художника на клавире И. Саца. Худ. В. Егоров 1908
У них часто собирался весь цвет музыкальной и театральной Москвы того времени. Именно в доме отца Наталия Сац впервые услышала игру самого Рахманинова. Она так потрясла и взволновала девочку, что та решила окончательно посвятить себя музыке и проводила за инструментом по три - четыре часа в день! Она играла настолько хорошо, что в шестилетнем возрасте была принята в частный музыкальный институт Е. Н. Визлер, выдержав очень трудный экзамен по гаммам и сольфеджио!
Сергей Васильевич Рахманинов
Константин Сергеевич Станиславский — русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР, кавалер ордена Ленина. Почётный член АН СССР. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.


Иван Михайлович Москвин — русский и советский актёр, театральный режиссёр, мастер художественного слова. Народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Василий Иванович Качалов — русский и советский актёр, мастер художественного слова, педагог. Один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет. Народный артист СССР. Кавалер двух орденов Ленина. Лауреат Сталинской премии I степени.
Евгений Богратионович Вахтангов — русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, основатель и руководитель Студенческой драматической студии, с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года — как Театр имени Евгения Вахтангова.



Леопольд Антонович Сулержицкий — русский театральный режиссёр, художник, педагог и общественный деятель. Сподвижник К. С. Станиславского, учитель Е. Б. Вахтангова.

. Воля! Папа учил меня ее воспитывать, закалять, отличать большое устремление к цели «я хочу» от капризного, недодуманного «мне хочется».
Началось со съестного: дадут шоколад «Галапетер» и скучную кашу. Съесть только ее. Шоколад будет несколько дней меня ждать, хотя я его куда больше, чем кашу, хочу съесть сейчас.
...Не годится тебе, моя ученица, жаловаться! В жизни будет много трудностей. Учись их преодолевать, а не хныкать. Учись бороться и побеждать. Очень рано слово «воля» стало моим любимым. — Воспитывай волю, — часто повторял отец...
Зимой хочется поспать. А воля?
Реши проснуться в шесть утра и проснись даже без часов точно, оденься тихо, выйди во двор.
То, что папа задаст по сольфеджио, трудно? Сделай больше заданного — и станет легче. Сперва всякие такие задачи мне задавал папа, а потом полюбила задавать их себе сама. Когда сама — еще интересней. Воля эта ведь моя. Сама решила, сама хочу, а без сильного «хочу» всякие Аркадии будут меня лупить. Не согласна!...
…Я училась горячо, полюбила «вдохновенную требовательность» своего учителя по роялю, а папа дополнял его уроки своими. Помню, как мама пела, я аккомпанировала, а он играл на виолончели романс П. И. Чайковского «Нет, только тот, кто знал». Папа учил меня чувствовать ансамбль, и сколько незабываемых часов мы проводили вместе около его пианино!..

… К восьми годам я была довольно «занятой особой»: утро в прогимназии Репман, занятия по фортепиано, хор, занятия с папой. А тут еще приехал знаменитый основоположник ритмической гимнастики Жак Далькроз из Бельгии. Он давал показательные уроки у нас в музыкальной школе и назвал меня «та девочка, которая все делает лучше всех». Его ученик Тадеуш Ярецкий вел теперь два раза в неделю занятия ритмикой в нашей школе и перед уроком неизменно спрашивал: «Пришла ли та девочка?» Словом, как говорила мама, «ребенка рвали на части»…
Наталия и Нина Сац 1910 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
… 1912 – умер папа. Неожиданно для всех. Тридцати семи лет. Когда я увидела вырытую могилу, увидела, как опускают гроб, в котором лежит такой родной папа, я закричала, а Нина сказала мне тихо:
— Не плачь! Папа и его музыка в театре тоже в яме сидели. Теперь в яме ему не так страшно…
Семье нужно было жить дальше, и Анна Михайловна стала давать уроки музыки и вокала, начала концертную деятельность, как певица. Её пригласили давать уроки вокала в школу - студию при МХАТе. У Наташи тоже появились первые ученики.
… Я долго рассказывала папиному пианино, какая я счастливая, и пианино понимающе глядело на меня всеми своими клавишами. Теперь мы с мамой обе учительницы. Обе зарабатываем деньги, и мама рассказывает всем:
— В свои двенадцать лет Наташа уже зарабатывает двенадцать рублей в месяц — не шутка!...
Наташу на лето актеры взяли с собою в Крым, где они жили веселой и неунывающей коммуной, сажали огороды, копали грядки, купались в море, ставили спектакли и концерты.
День рождения адмирала. И.М. Москвин- адмирал, Наташа Сац - личный горнист адмирала. («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Именно тогда, крымским летом 1912 года, юная Наташа Сац впервые знакомиться с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, который много беседует с ней, и тактично, ненавязчиво дает ей первые уроки сценического режиссерского мастерства. Она впитывает в себя драгоценные знания.
В возрасте 15 лет Сац стала руководителем детского отдела Театрально-музыкального кружка Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Детский отдел был открыт весной, а летом уже полным ходом шли концерты для детей на заводах и фабриках, а то и просто на площадях и в скверах.
Н.И. Сац 1918 г.
(«Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
… С первых дней моей работы в Детском отделе театрально-музыкальной секции я почувствовала себя самой счастливой, словно ухватилась за «колесо счастья» и сладостно быстро закружилась вместе с ним. Держаться приходилось крепко, на ходу менять руку, но не падать же вниз — удержаться во что бы то ни стало! Было ли трудно? Очень. Но отец говорил: «Трудности для того и созданы, чтобы их преодолевать. Крепить волю, когда твердо знаешь, чего хочешь, что может быть интересней этого?!»
«Искусство — детям трудящихся». Это ли не самое важное сейчас, когда в школах нет занятий, когда дети предоставлены сами себе?!
Спектакли и концерты, которые я в несметном количестве могла видеть и слышать в детстве, научили меня значительно большему, чем все гимназические учителя, а дети рабочих — они тогда и понятия не имели, что такое театр…
Февральская революция прервала обучение в частной гимназии Репман. Наташа продолжала посещать Драматическую студию, где успешно справлялась со сложными ролями. В 1917 году с отличием закончила Музыкальный техникум им. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
Наталия Ильинична Сац
…Первый спектакль, который я организовала для них в Грузинском народном доме 7 июня 1918 года, забыть не могу. Пьесу «Бум и Юла» Н. Шкляра по моей просьбе поставила все та же замечательная артистка Художественного театра С. В. Халютина. Играли грибоедовцы-студийцы. Среди них были М. Кедров, М. Титова, С. Азанчевский, В. Орлова, Н. Оленина…
… И вот уже на подмостках Сокольнического круга в ярком атласном костюме перед детьми появляется Владимир Дуров, его собаки Лорд и Пак, лисица Желток, свинья Хрюшка-Финтиклюшка; на другой летней сцене дети аплодируют «великану» Виталию Лазаренко: курносый, с веселым хохолком на голове, он появляется на огромных ходулях, поражает своими прыжками в воздухе, а под конец перепрыгивает через несколько составленных вместе грузовиков, делает сальто в воздухе — у ребят дух захватывает...
А в клубах фабрик и заводов русский танец для детей исполняет «сама» Екатерина Гельцер, читают сказки Ольга Озаровская и М. М. Блюменталь-Тамарина, радуют детей петрушки художников Ефимовых, поют А. В. Нежданова, Н. А. Обухова… всех не перечесть.
Замечательные артисты повернулись лицом к детям. Молодежь тоже не отстает.
Новые и новые спектакли для детей ставят «грибоедовцы» , вновь нарождающиеся в эти годы (сколько их было!) студии молодежи по просьбе Детского отдела дают жизнь на сцене многим сказкам.
Стремительные вешние воды новой жизни несутся с головокружительной быстротой! Работа Детского отдела с каждым годом становилась все более массовой. За три года мы устроили 1823 детских спектакля и концерта, которые видели более двух миллионов маленьких москвичей!…
Одновременно с артистами надо было «уговаривать» и тех, кто мог предоставить здания для детских утренников. Недоверие полное. Одна из причин — моя «несолидность», хотя косиц больше нет — остриглась.…
…Наш Детский отдел добился постановления Московского Совета — один раз в неделю все билеты в Большой театр распределять бесплатно среди детей...
...Мы очень верили в воспитательную силу театра, но администрация Большого театра не верила в своих новых посетителей. «Такие грязные! Так громко смеются», — брюзжали некоторые. Дети детских домов и школьники не были грязными, но в отдельных ложах мы размещали и… беспризорных — их было много тогда на московских улицах, надо было пытаться возвратить в общую жизнь и их. Около этих лож дежурили педагоги, ну а вести себя эти ребята научатся, когда будут чаще ходить в театр...
...я кратко рассказала Анатолию Васильевичу Луначарскому о нашей передвижной работе, о спектаклях для детей в центральных театрах. Он повернулся к работникам Большого театра:
— Достойно всяческой похвалы, что дирекция театра пошла навстречу этому нужнейшему начинанию. Я сегодня испытывал двойное удовольствие: от спектакля и от детского восприятия — второе удовольствие даже пересиливает первое. Получается, как бы два спектакля: на сцене и в зрительном зале...
Надпись на фотографии:
«Моему милому, талантливому сверхдитяти Наташе на память.»
Анатолий Васильевич Луначарский ( «Новеллы моей жизни» Наталия Сац
В 1918 году по инициативе Н.И. Сац был создан первый театр с репертуаром для детей – Детский театр Моссовета.
С 1921 года и до ареста в 1937 году – директор и художественный руководитель Московского театра для детей (с 1936 года – Центральный детский театр, с 1992 года – Российский академический молодежный театр). Среди постановок: «Негритенок и обезьяна» (1927), «Сережа Стрельцов» (1935), «Золотой ключик» (1936).
Занавес Детского театра. 1930 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Сцена из спектакля "Золотой ключик" А.Н. Толстого. 1936 («Новеллы моей жизни » Наталия Сац)
Сцена из спектакля "Золотой ключик" А.Н. Толстого. 1936 («Новеллы моей жизни » Наталия Сац)
Эскиз В.Ф. Рындина к спектаклю "Золотой ключик" («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
В 1930-е годы её приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели постановки опер «Фальстаф» Джузеппе Верди в Берлинском «Кролль–театре» (1931) и «Свадьба Фигаро» Моцарта в Аргентинском оперном «Театро колонн» (1931).
На репетиции оперы Дж. Верди «Фальстаф» в Кролл-опере. Фальстаф -В. Кренн. 1930 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
…Все чаще и чаще бывали иностранные гости в нашем театре, все больше писали о моих постановках, особенно в Германии. Однажды Клемперер привез мне большую статью профессоров-театроведов, в которой они делились впечатлениями о театрах Москвы и выделяли постановки Е. Б. Вахтангова и, простите, мои…
Н.И. Сац. По пути в Аргентину. 1931 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Н.И. Сац. 1930 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Суровая полоса
… Жизнь — явление полосатое… Эти слова закончили яркую и радостную полосу моей жизни. Сменила ее полоса серая, суровая. Двадцать первого августа тысяча девятьсот тридцать седьмого года часы моей жизни остановились. Потом со скрипом, треском, перебоями зашагали по непонятным дорогам. В расцвете счастья я вдруг оказалась… в тюрьме. Выдюжила. Сейчас работаю в новом театре, ставлю, преподаю, пишу книги…
Израиль Яковлевич Вейцер («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Наталия Ильинична была арестована по статье «Член семьи изменника Родины» (её муж – нарком внутренней торговли СССР И.Я. Вейцер - был расстрелян). В том же году постановлением Особого совещания при народном комиссаре НКВД приговорена к 5 годам лагерей.
Попав в сибирские лагеря, я узнала мир дотоле не ведомых мне людей — воров, бандитов, наводчиц, пьяниц… Не выпустила руль самоуправления, внушив себе, что для режиссера возможность познать людей «с черного хода» все же полезна, расширяет диапазон человековедения. Станиславский, Качалов, Москвин, когда создавали спектакль «На дне», ходили по ночлежкам, а у меня на этом «распределительном пункте» все под рукой…
Н.И. Сац 1939 («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
…Даже в этих условиях Соня Прокофьева оставалась организатором-общественником. Утром она внесла предложение «использовать наличие Наталии Сац».
— Итак, — продолжала Соня псевдоспокойным голосом, — сегодня мы объявляем твой вечер. Возможностей увести присутствующих в мир искусства у тебя много.
И вот я уже восседаю на нескольких узлах с женским тряпьем, сложенных вместе, «чтобы всем было видно», под ногами почти метр очищенного пространства — если «по ходу действия» понадобится встать, смогу и это сделать. Волнуясь, как всегда на премьере, начинаю «спектакль одного актера».
«Горе от ума» Грибоедова выучила все от начала до конца наизусть. Начинаю юным голосом заспанной Лизы…
… Я отношусь к морозоустойчивым. Пережили страшное, но душевной трещины не дали. Верят: такое больше не повторится. Ступают твердой ногой по родной земле. Всегда вперед.
Я люблю мою страну!
Да, люблю со всеми ее сложностями. Когда в сердце зацеплено что-то главное, даже огрехи бессильны вытеснить это «я люблю». Да и непонятно мне, как можно плевать в колодец, из которого пила и пью столько животворной воды, той воды, которая сделала меня мною, открыла невиданные возможности творческой работы…
… Как я была рада, когда мне разрешили принять участие и в клубной работе. Прежде всего организовала хоровой кружок. Песню Дунаевского смешанный хор из тридцати двух человек запел сначала на два, потом на три голоса. Когда мне разрешили выступить на сцене этого клуба, исполнила любимые стихи Агнии Барто о детях: «Ку-ку» и «Болтунью». Мысленно переносилась в год 1936-й, в Москву, когда Сергей Сергеевич Прокофьев по моей просьбе написал музыку к этим стихам и мне этот музыкальный монолог посвятил…
... Большой успех имела наша «Бесприданница»! Раз двенадцать мы ее играли. Я стала знаменита на весь Сиблаг. Коллектив рос, укреплялся. Цыганское пение и пляски в конце спектакля неизменно исполнялись на «бис».
И вдруг… перевели меня в другой лагерь…

Н.И. Сац с сыном Ильёй в Алма-Ате («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Н.И. Сац с сыном Адрианом. 1923(«Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Н.И. Сац с сыном Адрианом и дочерью Роксаной («Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
Разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. Через год Наталия Ильинична режиссировала в театре оперы и балета в столице Казахстана.

В 1944 году основала первый казахский ТЮЗ. Сац была его бессменным руководителем на протяжении тринадцати лет.
Н.И. Сац в Алма-Атинском театре оперы и балета имени Абая ( «Новеллы моей жизни» Наталия Сац)
… Двадцать первого августа тысяча девятьсот сорок второго года я снова стала вольной, но еще без крыльев...
… Мне дали «подъемные» и два билета в Алма-Ату в мягком вагоне. Чемодан набила платьями разных лет, сбереженными мамочкой, взяла с собой галеты, консервы, у нас с дочкой и конфеты нашлись. Настроение чудесное. И я и она забыли слово одиночество. Дочь — подруга, притом всему заразительно рада...
В наши дни театр для детей и юношества в Казахстане носит ее имя. С момента его основания до 1950 года там были рождены спектакли «Красная шапочка», «Двенадцатая ночь», «Два капитана», «Молодая гвардия», «Два веронца».
В конце пятидесятых годов Наталия Ильинична была реабилитирована.
Тяжелые испытания, выпавшие на долю этой женщины за годы тюрьмы и ссылки, не сломили железную волю Сац.
Театр для детей и юношества имени Наталии Сац. Алма-Аты, Казахстан
… 1947...Мы начали показ спектаклей на казахском языке пьесой Алексея Толстого «Золотой ключик» («Алтын-Кылт»). Когда сказка Толстого стала пьесой, она помогла мне открыть Центральный детский театр. Теперь «Золотой ключик» (поистине волшебный) дал возможность открыть Казахский театр для детей!...
Вернувшись в Москву, она с энтузиазмом начала воплощать в жизнь свои идеи,
руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады.
…В Министерстве культуры настаивали, чтобы я приняла назначение главным режиссером Всероссийского гастрольного театра. От Центрального детского меня по-прежнему отделял густой туман, работать было нужно, и я согласилась. Создавать этот театр надо было почти заново: уже года два-три он влачил безрадостное существование. Ненужные, на мой взгляд, «наросты» и в труппе и особенно в административном составе заметно портили дело…
Московский государственный академический Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац. новое здание 1979г., адрес: Москва, проспект Вернадского, 5
Московский государственный академический Детский музыкальный театр с 1965 по 1979. Адрес: Москва, улица 25 Октября (ныне Никольская)
В 1964 году она создала детский музыкальный театр и до 1993 года была его бессменным художественным руководителем. Теперь это Московский Государственный Академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац.
В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, увенчанного скульптурой Синей птицы, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал.
Несколько поколений выросло на ее работах, таких, как "Три толстяка", "Мальчик‐великан", "Мастер Рокле", "Волк и семеро козлят", "Волшебная флейта", "Король Лир", "Золотой остров". С этими спектаклями театр побывал во многих странах мира и везде имел грандиозный успех.
С 1981 года Наталия Ильинична занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, а в 1984-ом получила звание профессора, защитив диссертацию на получение ученой степени кандидата искусствоведения. Кроме того, она была принята в члены Союза писателей СССР. Ее книги, как и все, что создавала эта талантливая женщина, наполнены душой, искрометным юмором и поистине человеческой добротой.
Создатель и художественный руководитель шести детских театров, автор множества пьес, либретто опер и балетов, а также статей о музыкальном воспитании подрастающего поколения. Премий и почетных званий Наталии Ильиничны не перечесть.
В последний год своей жизни она создала благотворительный общественный фонд содействия развитию искусства для детей.
Ее судьба была полна взлетов и падений, но творческих падений она никогда не допускала. Какие бы тернии ни встречались на ее пути, она всю себя отдавала служению театру. И лучшее доказательство тому - счастливый детский смех в стенах ее храма с символом синей птицы.
Книга впервые подробно повествует об архитектуре и истории одного из старейших московских домов, расположенного в самом центре города на Театральной площади Москвы. Ему исполняется 200 лет! Он ровесник своих знаменитых соседей – Большого и Малого театров, и в нем тоже находится театр – Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ).
История здания РАМТа, как в зеркале, отразила пеструю и необычайно разнообразную театральную жизнь Москвы XIX–XXI веков, те важные этапы пути, пройденного русским театром за минувшие два столетия. Текст книги дополняет богатый иллюстративный материал, включающий фотографии и архивные документы, часть которых публикуется впервые.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website