Виртуальная выставка
Сергей Аркадьевич Андреевский
Библиотечно-информационный комплекс
Финансового университета при Правительстве РФ
Я уважаю Ваши книжки и Ваше авторское чувство... О Ваших речах нужно писать много или ничего. А много я не умею. Для меня речи таких юристов, как Вы, Кони и другие, представляют двоякий интерес. В них я ищу, во-первых, художественных достоинств, искусства и, во-вторых, того, что имеет научное или судебно- практическое значение.
А.П. Чехов
Сергей Аркадьевич Андреевский 1847 - 1918гг.
Сергей Аркадьевич Андреевский был человек выдающийся во многих отношениях. Поэт и судебный оратор, критик и талантливый лектор, он вносил в свою разностороннюю деятельность оригинальные свойства своей личности: обострённое самонаблюдение, вдумчивость печального настроения и своеобразие взглядов на задачи правосудия. Восторженный и утончённый певец любви и в тоже время пессимист: успешный представитель обвинительной власти на суде и там же затем горячий адвокат за подсудимого несмотря ни на что и вопреки всему; крайний индивидуалист, равнодушный к вопросам общественного значения, нередко совершенно чуждый им - и умевший самоотверженно поступить в одном из них; самостоятельный и смелый во всех взглядах и слишком терпимый, несмотря на свою чуткость, в отношениях к людям совсем другого образа мыслей - он вполне выразился в своих, достойных внимания произведениях...
Анатолий Фёдорович Кони
Портрет А. Ф. Кони. Художник И. Репин (1898)
В 1865 году с золотой медалью окончил курс местной гимназии и поступил на юридический факультет Харьковского университета.
За год до окончания университета Андреевский познакомился с Анатолием Фёдоровичем Кони, будущим знаменитым юристом, в 1869-70 годах работал под его непосредственным началом. Кони стал для Андреевского на всю жизнь путеводной звездой.
В это же время Андреевский женился на дочери провинциального отставного капитана, изрядно испортив свои отношения с семьей этим неравным браком.
Сергей Аркадьевич Андреевский
родился 29 декабря 1847 года в Екатеринославской губернии в дворянской семье. Отец, Аркадий Степанович Андреевский, председатель Екатеринославской казённой палаты, мать ― из старинной и родовитой фамилии Герсевановых.
...После долгих мытарств, через год по сдаче выпускного экзамена, получил, наконец, место, по рекомендации Кони, который в то время был уже переведен в Петербург. Его депеша о том, что я «назначен», застала меня в одном из скитальческих приютов. Сердце мое трепетало от сознания какого-то большого выигрыша в моей жизни. Я поехал в Петербург, куда еще задолго перед тем переселилось семейство моей невесты, и женился. Моим шафером был Кони...
Из воспоминаний Анатолия Фёдоровича Кони:
Призванный осенью того же года участвовать во введении судебной реформы в Казани, я пригласил туда Андреевского в качестве своего товарища по должности прокурора окружного суда. Здесь, а через год и в Петербурге, ему пришлось выступать в роли обвинителя. Служебная деятельность в годы осуществления судебного преобразования требовала от своих деятелей своего рода творчества. В прокуратуре нужно было выработать тип обвинителя - совершенно чуждый прежнему порядку...
... Последние попытки родных удержать его от "пагубного шага" оказались тщетными, и в мае 1870 года осуществилась его горячая мечта "свить себе гнездо". Его жена была во многих отношениях "сотрудницей" его жизни и в тягостные минуты последней умела бодро проявлять трогательную доброту своего сердца и живость своей натуры, милую оригинальность и юмор своего слова - и до 60 лет сохранила изящество и нежность своего внешнего облика.
В январе 1878 года, на официальном приеме у Трепова, молодая девушка, назвавшаяся Козловой, выстрелила в него из револьвера, причинив рану, не имевшую смертельных последствий, так что вскоре раненый вступил в отправление своих обязанностей. Девушка эта оказалась Верой Засулич, проведшей годы молодости в мрачной обстановке административной ссылки и пожелавшей, по ее объяснению, обратить внимание общества на поступок Трепова и его безнаказанность.
... 1878 год имел решающее влияние на всю его последующую судебную деятельность. 13 июля 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов приказал, якобы за неуважительное поведение в его присутствии, наказать розгами содержавшегося в доме предварительного заключения, осужденного по делу о политической демонстрации в 1876 году, перед Казанским собором, студента Боголюбова, приговор о котором еще не вошел в силу и мог подлежать пересмотру. Эта дикая расправа прошла в обществе, все внимание которого было обращено на тревожные перипетии Восточной войны, без особых отголосков, но вызвала в доме предварительного заключения, где содержалось много молодежи по политическим дознаниям, ряд самых мрачных проявлений возмущения и отчаяния.
Дело о покушении Засулич на жизнь петербургского градоначальника было поставлено на суд, в полной уверенности властей, что присяжные заседатели, конечно, осудят стрелявшую.
В недрах Министерства юстиции тщательно отрабатывались вопросы, связанные с рассмотрением этого дела. Большое внимание уделялось составу суда и роли обвинителя в процессе. Выбор пал на двух прокуроров - С.А. Андреевского и В.И. Жуковского - однако они участвовать в этом процессе отказались.
Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века - Тула : Автограф, 1997
Место хранения: БИК Финансового университета при Правительстве РФ - 4-й Вешняковский пр-д.; ул. Щербаковская. 38.

... Вот как С.А. Андреевский описал разговор со своим начальником, прокурором столичной судебной палаты А. А. Лопухиным:
"- ...Я вам скажу, что обвинять Веру Засулич я ни в коем случае не стану, и прежде всего потому, что кто бы ни обвинял ее,- присяжные ее оправдают.
- Каким образом? Почему?..
- Потому, что Трепов совершил возмутительное превышение власти. Он выпорол "политического" Боголюбова во дворе тюрьмы и заставил всех арестантов из своих окон смотреть на эту порку... И все мы, представители юстиции, прекрасно знаем, что Трепову за это ничего не будет. Поймут это и присяжные. Так вот, они и подумают, каждый про себя: "Значит, при нынешних порядках, и нас можно пороть безнаказанно, если кому вздумается? Нет! Молодец Вера Засулич! Спасибо ей!" И они ее всегда оправдают...
Андреевский, С.А.Избранные труды и речи : Защитительные речи. Несудебные речи. Литературные портреты. Стихи. / С.А. Андреевский ; Сост. И.ПотапчукТула : АВТОГРАФ, 2000г. Место хранения:
БИК Финансового университета при Правительстве РФ, ул. Олеко Дундича, д.23, корп.3
... Засулич была оправдана с таким треском и ревом, каких никогда не знали ни ранее, не позднее стены судебного зала. Приговору аплодировали даже сановники (ныне уже умершие), стоявшие в местах за креслами судей...
Когда, после заседания, мы с Жуковским уселись на "имперьяле конки" и поехали домой, он мне спокойно сказал: "Ну, брат, теперь нас с тобой прогонят со службы. Найдут, что, если бы ты или я обвиняли, этого бы не случилось".
Знак присяжного поверенного
После рассмотрения дела Веры Засулич Андреевский был уволен.
В связи с уходом Андреевского из прокуратуры А.Ф. Кони 16 мая 1878 года писал ему: "Милый Сергей Аркадьевич, не унывайте, мой милый друг, и не падайте духом. Я твердо убежден, что Ваше положение скоро определится и будет блистательно. Оно Вам даст свободу и обеспечение, даст Вам отсутствие сознания обидной подчинённости всяким ничтожным личностям. Я даже рад за Вас, что судьба вовремя выталкивает вас на дорогу свободной профессии. Зачем она не сделала того со мной лет 10 тому назад?
Вскоре А.Ф. Кони подыскал ему место юрисконсульта в одном из петербургских банков. В этом же 1878 году Андреевский вступил в адвокатуру ...
... Записавшись в число присяжных поверенных Санкт-Петербургской судебный палаты, Андреевский быстро составил себе репутацию одного из самых блестящих уголовных защитников. Чрезвычайно изящный оратор, Андреевский всегда давал тонкие психологические портреты своих клиентов и старался воздействовать на чувство присяжных заседателей.
После издания, речи Андреевского зачитывались молодыми адвокатами буквально до дыр, в провинции недобросовестные юристы их часто цитировали, нередко выдавая за свои. Автор относился к такому плагиату спокойно и философски: «Что может быть утешительнее?! Я убедился, что речь, сказанная мною более двадцати лет тому назад, еще молода и свежа, когда я уже стар». Андреевский радовался, что речь, сказанная им однажды в защиту одного подсудимого, может помочь и другим...
Художественно обработанные речи Андреевского принадлежат к наиболее выдающимся образцам русского судебного красноречия. «Защитительные речи» Андреевского выдержали 3 издания (первое СПб., 1891).
Об ораторском искусстве Андреевский писал так:
...Давно известно, что ораторами «не рождаются, а делаются», то есть что внешние качества речи каждый может приобрести. Следовательно, важнее всего лишь то, чтобы у будущего оратора была прежде всего голова, умеющая высказать нечто значительное. Публика же до сих пор этого не понимает.
Демосфен — древнегреческий оратор и риторик, мастерство и острота мысли которого до сих пор приводятся в пример современным политикам и адвокатам.
Большинство думает, что если человек способен говорить без запинки, то значит, он оратор. И вот почему болтунов смешивают с ораторами. Это один из величайших абсурдов. От болтливости следовало бы так же лечиться, как от заикания. Непроизвольное извержение слов так же пагубно, как и непроизвольная их задержка.
Оратором может быть назван лишь тот, кто достигнет полного сочетания плавности речи с целесообразностью каждого произносимого слова. Но в совершенном виде такое сочетание решительно никому не дается от природы. Нужно работать над собой, нужно покорять себе язык, дисциплинировать его.
Марк Туллий Цицерон. Известный древнеримский политический деятель, оратор и философ. Родился он в обычной семье, он сумел сделать потрясающую карьеру – стал членом сената и консулом. Причиной этому во многом послужил его ораторский дар.
Величайшие ораторы древности, Демосфен и Цицерон, никогда не полагались на импровизацию и писали заранее свои речи от слова до слова. Кроме того, они долго вырабатывали свой слог прилежным изучением поэтов. Ибо настоящая поэзия есть прежде всего точность и благозвучность языка, а, следовательно, она содержит два существенных качества, необходимых оратору, как воздух для дыхания...
Андреевский об уголовной защите :
...- "Уголовная защита прежде всего, - не научная специальность, а искусство, такое же независимое и творческое, как все прочие искусства, т. е. литература, живопись, музыка и т. п.". "...Сделавшись судебным оратором, прикоснувшись, на суде присяжных, к "драмам действительной жизни", я почувствовал, что и я, и присяжные заседатели, воспринимаем эти драмы, включая сюда свидетелей, подсудимого и бытовую мораль процесса, совершенно в духе и направлении нашей литературы.
И я решил говорить с присяжными, как говорят с публикой наши писатели. Я нашел, что простые, глубокие, искренние и правдивые приемы нашей литературы в оценке жизни следует перенести в суд". "...Идеальный защитник, каким он рисуется в моем воображении, это именно - говорящий писатель. Вы, конечно, сблизите мое определение с определением Кони: прокурор - это говорящий судья. Но каждый судья поневоле должен быть прямолинейным, тогда как писатель может с полною свободою исследовать глубочайшие вопросы жизни. И в этой задаче - непочатый край для гуманитарных завоеваний уголовной защиты в будущем" ...
Из воспоминаний Анатолия Фёдоровича Кони:
...Чтобы преодолеть его недоверие к себе, я показал некоторые из его стихотворений в редакции "Вестника Европы", с которою был особенно близок. Их встретили с одобрением и сочувствием, и на страницах журнала появились: "Мрак", "Обручение" и "Довольно" на тургеневскую тему, перевод "Ворона" Эдгара По с очень интересным предисловием о технике этого удивительного поэта и еще несколько переводов...
.... Мы часто виделись - и, в годы тяжелых служебных переживаний с 1878 года до начала последнего десятилетия прошлого века, я нередко находил под его семейным кровом уют и временное забвение житейских горестей. В этот именно период у Андреевского проявилось стремление к поэтическому творчеству, и он стал писать стихи, делясь ими со мной и требуя критического к ним отношения.
Я находил и нахожу до сих пор, что его произведения по теплоте и искренности чувства, по тонкому изображению настроений, навеваемых картинами природы, по богатству рифм, по красоте образов и по устранению излишнего многословия давали ему право занять видное место среди молодых поэтов этого времени. Но он сам относился к себе недоверчиво, хотя писал стихи сразу -- "aus einem Guss" {"Отлитый сразу" (нем.).}, без поправок и переделок...
Очерк был издан Кони А.Ф. в качестве предисловия к "Книге о смерти (Мысли и воспоминания)" Л., 1924; Кони датировал его восьмым сентября 1923 г.
...В последние годы жизни Андреевского вокруг него, в области личных отношений, образовывалась постепенно пустыня. Одних из дорогих ему людей похищала смерть; других безвозвратно удаляла из его близости жизнь; умерла еще в полной силе своих способностей его мать, давно уже примирившаяся с сыном и часто гостившая в его семье; еще раньше скончались два его брата, один из которых - близнец с ним - был замечательным математиком и в очень молодые годы достиг звания профессора Харьковского университета.
Умер горячо оплаканный Андреевским князь А. И. Урусов, в котором он чтил любящего и снисходительного друга и блестящего оратора, и, наконец, во время последней войны, после длительного и тяжкого разрушения организма, скончалась его жена. Затем настали тревожные дни революции; в адвокатской деятельности водворилось деловое затишье и возникли тяжелые материальные условия 1917- 1918 годов. Без занятий, вынужденный опустошить свою квартиру и лишиться любимых книг и произведений искусства, автор "Книги о смерти" ожидал прихода последней. Она не замедлила, и 9 ноября 1918 г. тяжкое воспаление легких, сопровождаемое двухнедельными большими страданиями, унесло Андреевского.
Защитительные речи Андреевского как одного из лучших судебных ораторов своего времени, мастера психологического анализа, представляют большой интерес и для современных юристов. Адвокатам и прокурорам конца XIX — начала XX в. на судебных заседаниях приходилось не просто выступать, а говорить ярко, красноречиво и убедительно. В настоящее время в связи с возрождением суда присяжных и развитием состязательного процесса это искусство вновь становится востребованным. Защитительные речи, вошедшие в сборник, являются образцом судебного красноречия и ораторского мастерства.
Судебные речи - С. А. Андреевский. — Москва : Юрайт, 2022.
В книгу вошли речи автора.
Андреевский, С. А. Защитительные речи – 4-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Юридический книжный склад "Право", 1909.
В сборник “Речи известных юристов России” включены речи П.А. Александрова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, М.Г. Казаринова, которые красноречиво свидетельствуют о всестороннем образовании, незаурядном уме и полемическом искусстве ораторов.
Речи известных юристов России : сборник: хрестоматия


Андреевский, С. А. Судебные речи – Москва : Директ-Медиа, 2012.
Андреевский Сергей Аркадьевич - русский поэт, критик и судебный оратор. Чрезвычайно изящный оратор, Андреевский всегда давал тонкие психологические портреты своих клиентов и старался воздействовать на чувство присяжных заседателей. Художественно обработанные речи Андреевский принадлежат к наиболее выдающимся образцам русского судебного красноречия. «Защитительные речи» Андреевского выдержали 3 издания (первое СПб., 1891).
Судебные речи известных русских юристов. – Москва : Директ-Медиа, 2014.
В сборник включены речи: Плевако Ф.Н. Александрова П.А., Андреевского С.А., Спасовича В.Д. , Холева Н.И. и ряда других известнейших юристов, оставивших значительный след в истории судебного красноречия.
Все выступления отличает обстоятельный анализ и разбор доказательственного материала. Эти речи - плод большого предварительного труда и обстоятельней подготовки к процессу.
В книге так же содержатся краткие биографические очерки о каждом из защитников.
Судебные речи известных русских юристов: научная литература, ч. 1
В настоящий сборник, как и в ранние издания этой книги, вошли далеко не все речи известных русских юристов, заслужившие высокую оценку и являющиеся подлинными образцами отечественного судебного красноречия.
Большинство речей воспроизводится полностью. Лишь некоторые из них очень незначительно сокращены. Сокращения сделаны только за счет второстепенных текстов и ненужных риторических наслоений, не относящихся к существу дела. Сборник снабжен краткой биографической справкой и характеристикой каждого из авторов публикуемых речей.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website